• Інфармацыйна-турыстычны партал Белавежскай пушчыБеларусьвёска Белая, дом 6225063
  • info.npbp.by@gmail.com
Назад к списку

"Не пугайтесь Пугинала" или в каких условиях трудятся музейные работники в Беловежской пуще

В редакцию одной из беларуских газет пришло письмо, автор которого жаловалась на условия труда музейных работников. Она утверждала, сто их здоровью могут угрожать пыль, скапливающаяся на экспонатах, и отсутствие свежего воздуха в помещениях. К вредным были отнесены и чучела животных, для сохранения которых, дескать, применяются не самые безопасные препараты. А так ли это на самом то деле?


В музее природы Национального парка «Беловежская пуща» ощущаешь себя как в лесу: вокруг шелестит листва, поют птицы, хрюкают дикие кабаны, ревут олени... Иллюзию реальности создает и натуральный материал, из которого выполнено большинство экспозиций.

Музей имеет 3 больших и 2 малых зала; посетители могут воспользоваться услугой аудиогида на английском, француз­ском, немецком и русском языках. В эколого-просветительском центре установлен мультимедийный проектор для демонстрации фильмов о природе пущи. Экспонаты размещены на невысоких наклонных подиумах, за счет чего их удобно рассматривать.

Пробираясь по извилистой тропинке через «лесной массив», я пытаюсь искать «минусы».

– В залах хорошая вытяжка, так что воздух всегда свежий, – как будто угадывает мои мысли экскурсовод Людмила Пучкова. – А если уж серьезно говорить о минусах нашей профессии, то я вижу лишь два: в горячие сезоны, когда на одного экскурсовода выпадает 10 экскурсий в день, огромная нагрузка ложится на голосовые связки; и второй момент – на выходные в субботу и воскресенье рассчитывать не приходится, так как эти дни у нас рабочие и самые загруженные.

Если театр начинается с вешалки, то музей – с музейных смотрителей. Сотрудник Музея природы Беловежской пущи Юлия Кочко вначале работала в научном отделе учреждения, была внештатным экскурсоводом, а когда пришло время уйти на заслуженный отдых, руководство Национального парка приняло решение не расставаться с ценным специалистом, и Юлии Кочко предложили работу смотрителя. При надобности она проведет любую экскурсию так, что будут аплодировать даже самые придирчивые туристы. В музее работает и дочь Юлии Кочко – Людмила Гречаник.

Наталья Русакова тоже музейный смотритель. В прошлом биолог, сотрудник научного отдела. Любовь к заповедному лесу ей привил отец Николай Марчук – таксидермист, изготовивший немало экспонатов для музея. Он был талантливым учеником известного таксидермиста Александра Дацкевича, делавшего чучела для царского охотничьего дворца. 

– Экскурсанты норовят все потрогать руками, – говорит Наталья Русакова. – Однажды в одном из залов я заметила пожилую женщину, тащившую из-под решетки ограждения импровизированный снег. Оказывается, ее внуку захотелось узнать, из чего он сделан.

Достается и самому главному экспонату музея – чучелу зубра Пугинала. Это животное одним из первых завезли в белорусскую часть пущи в 1946 году для восстановления популяции. «Парня» иногда взлохмачивают до такой степени, что работникам музея приходится подолгу приводить его в порядок.

Музей природы Беловежской пущи считается одним из самых посещаемых в нашей стране. Наибольшее количество посетителей было зафиксировано в конце 80-х годов прошлого столетия – почти 200 тыс. человек в год. С распадом СССР число туристов резко уменьшилось: в 1993–1994 годах их было 15–16 тысяч. Но уже в 2011 году в музее побывали без малого 117 тыс. человек. С каждым годом эта цифра растет.